ЕГРН

 

правовой ликбез

Тюменская Кадастровая палата – о порядке возврата уплаченных денежных средств по запросам сведений ЕГРН

Получая услуги Росреестра, в том числе – информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), люди вносят установленную плату (за исключением сведений в виде выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая предоставляется бесплатно по запросам любых лиц). Нередки случаи, когда возникает необходимость в возврате излишне уплаченных денежных средств, и законодательством предусмотрена такая возможность. О том, как ей воспользоваться и какие изменения в порядке возврата появились, рассказывает начальник юридического отдела филиала Кадастровой палаты по Тюменской области Наталья Андрющенко.

 

Справка: Предоставление сведений ЕГРН по запросам граждан и организаций остается одной из наиболее востребованных услуг Росреестра. Так, за прошлый год в филиал Кадастровой палаты по Тюменской области поступило более 1,45 млн запросов на получение содержащихся в ЕГРН сведений, а за пять месяцев 2021 года – около 650 тысяч, где более 95 % – в электронном виде.

 

- Наталья Викторовна, в каких случаях предусмотрена возможность возврата платы за предоставление сведений ЕГРН?

- Законодательством установлено, что внесенная заявителем плата подлежит возврату в двух случаях: если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений из ЕГРН (полностью); в случае внесения платы в большем размере (возврату подлежит та сумма, на которую был превышен размер установленной платы).

- В какой срок можно вернуть переплату при получении сведений ЕГРН?

- Такой возможностью в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ можно воспользоваться в течение трех лет с момента платы за предоставление сведений. Порядок взимания и возврата платы, а также ее размеры утверждены соответствующими приказами Росреестра.*

- Как можно вернуть оплату за предоставление сведений ЕГРН и иной информации?

- Возврат платежа за предоставление сведений, содержащихся в госреестре недвижимости, осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника либо на основании решения суда.

Заявление о возврате направляется в орган регистрации прав, в адрес которого подавался запрос и был осуществлен платеж.

Хочу обратить внимание, что в заявлении нужно указать ряд сведений о заявителе: фамилия, имя, отчество (последнее − при наличии), для физического лица − СНИЛС или реквизиты документа, удостоверяющего личность; для юридического лица – наименование, ИНН, КПП, КИО (для иностранной организации), ОГРН, лицевой или банковский счет, наименование банка получателя, БИК, корреспондентский счет банка; почтовый адрес или адрес электронной почты заявителя.

Также указываются: уникальный идентификатор начисления (УИН), если платеж был совершен с использованием УИН; банковские реквизиты заявителя, необходимые для возврата платежа лицу, подавшему такое заявление; реквизиты документа, подтверждающего перечисление платежа (дата, номер), если сведения о платеже отсутствуют в ГИС ГМП**; размер внесенной платы.

При отсутствии в заявлении вышеперечисленных сведений, такое заявление считается неполученным и не рассматривается. В этом случае заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении (в случае отсутствия в заявлении адреса электронной почты − по почтовому адресу, указанному в заявлении), будет направлено уведомление с указанием требований, в соответствии с которыми должно быть представлено такое заявление.

Форма заявления утверждена и размещена на официальном сайте Кадастровой палаты (kadastr.ru) в разделе «Кадастровая палата», подраздел «Банк документов», а также в офисах тюменской Кадастровой палаты.

Если плата внесена в наличной форме, к заявлению о возврате платежа прилагаются подлинные платежные документы или их копии − в случае, если плата внесена в безналичной форме.

В случае подачи заявления о возврате платежа правопреемником плательщика, одновременно с заявлением представляются (направляются) документы, подтверждающие переход прав требования к правопреемнику плательщика.

- Что изменилось в порядке получения возврата средств?

- Есть ряд изменений, которые действуют с августа 2020 года. Обращу внимание на одно из них. Среди необходимых для подачи заявления о возврате платежа сведений, о которых было сказано выше, есть реквизиты документа, подтверждающего перечисление платежа. Так вот, сейчас при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) соответствующей информации о внесении платы, представление документов, подтверждающих внесение этой платы, не требуется. Достаточно указать в заявлении о возврате уникальный идентификатор начисления, если платеж был совершен с использованием УИН.

Ранее к заявлению о возврате платежа мог быть приложен (по инициативе заявителя) оригинал или копия документа, подтверждающего перечисление платежа.

- В каком виде можно подать заявление?

- Заявление можно подать любым удобным способом: в виде бумажного документа и в электронном виде. В первом случае можно самому обратиться в офис тюменской Кадастровой палаты либо направить почтовым отправлением по адресу: 625027 г. Тюмень, ул. Киевская, 78, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области. В электронном виде – путем направления на официальный адрес электронной почты учреждения filial@72.kadastr.ru, что в условиях пандемии коронавируса – наиболее безопасно.

В случае электронной подачи заявления, этот документ должен быть удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя. Оформить сертификат УКЭП можно, в том числе, через удостоверяющий центр Федеральной кадастровой палаты.

- В какой срок рассматривается заявление о возврате платежа и осуществляется возврат платы?

- После приема такого заявления и прилагаемых к нему документов, в течение 10 рабочих дней проводится проверка достоверности информации о платеже и выдаче сведений. Возврат платы производится в срок до пяти рабочих дней со дня принятия решения о возврате излишне уплаченных денежных средств.

- Будет ли возвращена плата в случае получения заявителем уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений либо решения об отказе в их предоставлении?

- При получении уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений или решения об отказе в предоставлении сведений, плата возврату не подлежит. Такие документы выдаются в случае, если в ЕГРН отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом. Уведомление об отсутствии сведений в ЕГРН и решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений являются результатом оказания государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.

Если необходима более полная информация о порядке возврата платы за предоставление сведений ЕГРН и иной информации (в рамках компетенций тюменской Кадастровой палаты), можно обратиться за консультацией к специалистам филиала Кадастровой палаты по Тюменской области, позвонив по телефону (3452) 259-000.

 

*Порядок взимания и возврата платы, ее размеры утверждены приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.05.2020 №П/0144 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации», от 13.05.2020 №П/0145 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации».

**ГИС ГМП - Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

ЕГРН